Опрос
Начало // // Невские чтения

Невские чтения

 


 


Мероприятия, прошедшие на кафедре

в рамках ХIII Невских чтений

Круглый стол «Лесковский палимпсест» (а это была уже пятая ежегодная встреча его участников) по традиции собрал петербургских и зарубежных исследователей творчества Лескова. Особый интерес вызвала первая часть заседания – презентация монографии Елены Николаевны Ашихминой «Лесков в Орле». На основе анализа текстов Н.С. Лескова и документов Государственного архива Орловской области в монографии освещается «орловский период» биографии писателя. В публикацию вошли ранее неизвестные архивные данные, существенно расширяющие и меняющие представление о детстве писателя, его учебе в Орловской гимназии и службе в палате Уголовного суда. Монография содержит новую информацию о местах и событиях, связанных с городом Орлом и описанных пером великого писателя. Вниманию читателя также представлены прототипы персонажей Лескова, имевшие «орловские корни». Книга предназначена преподавателям-филологам, студентам, а также всем, кто интересуется литературным и историческим краеведением.

В 2011 г. Лесковский палимпсест, как содружество лесковедов, принял участие в праздновании 180-летия писателя, которые проходили в Орле и Гостомле. Была инициирована и проведена Олимпиада по произведениям Н.С.Лескова, в которой приняли участие ученики  Гостомльской школы Кромского района Орловской области. Именно силами учителей и учеников этой школы  создан замечательный школьный музей Н.С. Лескова, где ведут экскурсии  сами школьники. Н. И. Озерова, принимавшая участие в юбилейных торжествах, представила фотоотчет о встречах на орловщине

В «Лесковском палимпсесте» – 2011 принял участие Генрих Пфандль, профессор Университета  г. Грац. Он коснулся весьма актуальной сегодня темы  Лесков и театр, Лесков и музыка. К началу XXI века собралась значительная коллекция интерпретаций лесковских сюжетов в  различных видах искусства, и среди них опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», первая постановка которой вызвала ярость Сталина. Энергия, страстность, зачастую физиологичность  музыкального ряда поляризовали слушателей оперы так же, как  в лесковское время разделялись в отрицании и признании писателя его современники.

Участники Круглого стола обсудили новые материалы, новые направления в исследовании творчества писателя, представленные в сообщениях «Статья Достоевского о «Запечатленном ангеле» Н.С. Лескова. И.В. Столяровой,  «Н.С. Лесков и Геродот» О.В.Евдокимовой, Рассказ Н.С. Лескова «Под Рождество обидели» и полемика вокруг него» Е.В. Душечкиной, «Лесковские мотивы в романе А.М. Ремизова «Плачужная канава» А.А.Шелаевой, «Н.С.Лесков и Н.С.Рачейсков: итоги и проблемы изучения темы» Я.В. Карсаковой, «Из комментария к статье Лескова «Загробный свидетель за женщин» С.И.Зенкевич, «Произведения Н.С. Лескова как художественное исследование традиционной ментальности» Н.Ю.Даниловой, «Н.С.Лесков и Г.С.Сковорода: философское содержание диалогической формы» А.Л.  Петровой, «Лесковский Петербург» Н.И.Озеровой.

По материалам Круглого стола готовится к изданию сборник «Лесковский палимпсест».

Руководитель конференции

проф. Н.И. Озерова

Студенческие конференции

 «Актуальные проблемы психологии

(научная секция: «Психологические аспекты коммуникации») и

«Молодежная культура: два лица – свое и чужое»

В рамках ХIII Невских чтений  успешно прошли студенческие конференции: «Актуальные проблемы психологии (научная секция: «Психологические аспекты коммуникации») и «Молодежная культура: два лица – свое и чужое».

В первой части заседания конференции, работавшей в формате экспертной площадки, выступили студенты Невского института с исследовательскими работами по психологии под руководством профессора Г.Л. Бардиер.

Прозвучали следующие доклады:

Сухович Е., Соловьева А. Э.Эриксон: жизненные кризисы (стадии психолого-социального развития).

Анонд А.(США), Лопес Б. (Испания). Практическая социальная психология за рубежом.

Перлис Е. Социальные эксперименты в работах С.Милгрэма.

Студенты показали высокий уровень знаний по темам исследования, умение представить доклад в форме мультимедийной презентации, владение навыками неформального общения с аудиторией (комментарии, ответы на вопросы и т.д.).

      В рамках студенческой конференции «Молодежная культура: два лица – свое и чужое» выступили  студенты Невского института языка и культуры и учащиеся старших классов, участники проекта «Молодежная культура:  два лица – свое и чужое».

От Невского института выступила с докладом студентка 1 курса Анастасия Обумова, рассказав о проблемах добровольческого молодежного движения в России.

Затем прозвучали сообщения гостей конференции – старшеклассников из Дома Детского Творчества «Град  чудес» Кронштадтского р-на:

- Иванова Ольга (10 кл.). Зачем современному человеку высшее образование?

- Никитин  Алексей (10 кл.). Флеш – моб: Театр? Митинг? Священнодействие?

- Волкова Эльвира (10 кл.). Лидер – кто он? Лидер – кто он для вас? Портрет лидера класса, школы. (Науч. рук-ль Хрущева Г.Н.).

         А потом старшеклассники выступили с ярким театрализованным представлением, посвященным современным молодежным субкультурам панков, готов и хиппи:

- Иванова Людмила (9 кл.), Ефимова Виктория (9 кл.), Верьясова Анастасия (9 кл.), Кузнецов Денис (11 кл.). Молодежные субкультурные группы: попытка диалога или отрицание вечных ценностей. Панки (Науч. рук-ль Токарева Н.Л.).

- Маврин Андрей (9 кл.), Бернадская  Варвара (9 кл.), Солопова Екатерина (9 кл.), Доманский Владислав (9 кл.). Молодежные субкультурные группы: попытка диалога или отрицание вечных ценностей. Готы (Науч. рук-ль Токарева Н.Л.).

- Сенина         Аглая (10 кл.), Наумова       Мария (10 кл.), Сафронова  Евгения (10 кл.), Руденко        Кирилл (10 кл.), Макаров      Станислав (10 кл.). Молодежные субкультурные группы: попытка диалога или отрицание вечных ценностей. Хиппи (Науч. рук-ль Токарева Н.Л.).

         Завершилась конференция интерактивной игрой флэш-моб под руководством Г.И. Синько.

Модератор студенческого проекта

«Молодежная культура: два лица – свое и чужое»

доц., к.ф.н. Г.И. Синько.

 

Научная секция

 «Литература и искусство в фокусе гуманитарных наук»

В рамках ХIII Невских чтений второй раз успешно прошла конференция «Литература и искусство в фокусе гуманитарных наук». Конференция эта синтетически-гуманитарная, принципиально ориентированная на междисциплинарный подход в интерпретации явлений искусства и литературы. В качестве направлений работы выбраны следующие:
- Взаимодействие литературы и искусства как фактор художественного
развития;

- Синтетические формы в искусстве и литературе;

- Инновационное значение смежных методик при изучении литературы и
искусства.

Темы прозвучавших докладов были связаны с филологией, живописью, балетом, кинематографической и сценической адаптацией литературных текстов, социологией литературы, теорией коммуникации и прагматики, вопросами книгоиздательства и критической рецепцией. Целый ряд докладов был посвящен вопросам отечественной поэзии, представленной во всех ракурсах исследования (от теоретической рефлексии до архивных находок) и во всех фазах бытования (от ломоносовской силлабо-тоники до современности).

В ходе работы конференции выступили 29 участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Самары, Саратова, Калининграда, Ульяновска, Томска, Италии (Итальянский институт культуры»).

Участниками конференции стали сотрудники из Санкт-Петербургского университета, СПб Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, СПб Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича; СПб Государственного университета аэрокосмического приборостроения; СПб института управления и права; Европейского университета; Института русской литературы (Пушкинского Дома); СПб музея авангарда; Литературно-мемориального музея М.М. Зощенко. Были москвичи из РГГУ, РУДН, МПГУ, Московского университета открытого образования, изд-ва «Просвещение».

Планируется дать информацию о конференции в «Вестник гуманитарной науки», в «Книжном обозрении» будет помещена рецензия на изданный сборник.

Прозвучали следующие доклады:

Шифрин Борис Фридманович (СПб.). Вопросы и вызовы в поле коммуникации: несколько слов к прагматике притчи.

Тимофеева Любовь Анатольевна (СПб). Очки в России: история и особенности использования.

Ермакова Полина Юрьевна (СПб.). САНТИМЕНТЫ НА ПРОДАЖУ!  Или как продавали Лоренса Стерна в XVIII-XIX веках.

Федотов Олег Иванович (Москва). Живописная панорама Кавказа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Шелемова Антонина Олеговна (Москва). Музыка, «Словом» творимая»: о фонопоэтике «Слова о полку Игореве».

Боева Галина Николаевна (СПб.). Леонид Андреев как писатель Fin de siиcle: рецепция творчества в дискурсе о вырождении.

Дмитриев Павел Вячеславович (СПб.). Изгнание М. Кузмина из ленинградской театральной критики (1926-1928).

Таран Евгений Григорьевич (Москва). Система книгоиздательство–альманах–журнал в русском символизме.

Орлицкий Юрий Борисович (Москва). Поэзия математики: А.М. Кондратов.

Земских Валерий (СПб.). «Изабелла» в пространстве русской словесности последних лет.

Скрябина Алиса Вадимовна (Калининград). Светотомия, лоботомия, лейкотомия: Света, Тома и другие имена в мифопоэтическом ономастиконе Н. Кононова.

Воронова Татьяна Алексеевна (Воронеж). Переосмысление сюжетов русской и мировой литературы в поэзии Арсения Тарковского.

Фролов Сергей Владимирович (СПб.). На уроках танцев в Санкт-Петербургском Благородном пансионе времени обучения М.И. Глинки.

Петрова Галина Валентиновна (СПб.). Тополь в петербургском ландшафте и русской поэзии.

Кузнецова Ольга Александровна (СПб.). Проблемы интерпретации хореографического текста: балет Иржи Килиана Sleepless.

Родосский Андрей Владимирович (СПб). Александр Деренталь: португальская литература глазами дилетанта.

Душина Людмила Николаевна (Саратов). Синкретизм поэзии и музыки как форма коммуникации («Симфонии» Андрея Белого).

Земцова Ирина Валерьевна (СПб.). Значение надписи в раскрытии семантики образа в картине М. Шагала «Ворота еврейского кладбища».

Глинкина Наталья Алексеевна (Ульяновск). Взаимоотношения Искусства и Смерти в мифе о «тихих детях» (по роману Ф.Сологуба «Творимая легенда»).

Федорова Татьяна Николаевна (Ульяновск). Мифотворчество в российской литературе: трансформация архетипа героя (на материале повести Б.Пильняка «Иван Москва».

Казарцев Евгений Вячеславович (СПб). Реформа русского стиха XVIII в. как продолжение культурных реформ Петра Великого.

Давыдов Данила Михайлович (Москва). Концептуальное поле современной русской поэзии и проблемность его исследования.

Мирзаев Арсен Магомедович (СПб.). Борис Кудряков: «человек-гора» и «возрожденческий» тип...

Соколова Ольга Викторовна (Москва). Названия литературных проектов: новые способы применения PR-технологий в литературной деятельности.

Суховей Дарья Алексеевна  (СПб.). Литературная группа «Чемпионат поэтов» Петербург.1913-1916.

Казарновский Петр Алексеевич (СПб.). Роман «Щенки» художника Павла Зальцмана. Метод живописца и метод прозаика: возможности синтеза.

Григорьев Дмитрий Анатольевич (СПб.). Культура котельных 1980-1990-х.

Доброзракова Галина Александровна (Самара). Кино- и фотодокументалистика о С. Довлатове как формы манифестации довлатовского мифа.

Грузовин Паоло (Москва, Италия). Сценическая адаптация эпистолярного романа «Мариенбад» Шолом-Алейхема студией театрального искусства С. Женовача.

Руководитель секции

Боева Г.Н.,

зав. кафедрой культурологии и общегуманитарных дисциплин, НИЯК

 

 

Главная | О нас | Карта сайта | Мы вконтакте Copyright ©2002-2017 Невский институт языка и культуры
Copyright © 2002-2017 Разработка сайта: GreenDesign