Семинар ведет доцент, к.ф.н., заведующая кафедрой культурологии и общегуманитарных дисциплин Невского института языка и культуры Галина Николаевна Боева.
Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей высшей школы, осуществляющих подготовку студентов-гуманитариев в соответствии с новыми Федеральными образовательными стандартами.
Цель программы: подготовка преподавателей вузов к инновационному содержательному наполнению учебного процесса в рамках компетентностного подхода и модульной программы обучения; обучение новым гуманитарным образовательным технологиям; системное изучение опыта работы кафедры гуманитарного профиля в современном вузе.
Формы работы: мини-лекции, практикум, тренинговые упражнения, дискуссии, деловые игры, круглые столы, подготовка и просмотр презентаций в мультимедийном формате, проведение мастер-класса экспертом по подготовке к ЕГЭ.
Модуль 1. Кафедра в современной информационно-образовательной среде. Новые возможности общегуманитарной кафедры в современном вузе. Структура кафедры, планирование, документооборот. Специфика новых образовательных ГОСов для бакалавриата; гуманитарные дисциплины в бакалавриатских учебных планах; преемственность и междисциплинарные связи в преподавании дисциплин общегуманитарного блока; соотношение общегуманитарных дисциплин с дисциплинами естественнонаучными и профессиональными (3 часа).
Модуль 2. Научная деятельность кафедры. Региональный компонент в преподавании гуманитарных дисциплин. Научная тема кафедры; научно-методическая секция и научный семинар на базе конференции; организация кафедрой научных конференций; участие кафедры в проектах, конкурсах, грантах; организация научно-исследовательской работы студентов; интеграция научных исследований в учебный процесс; издательская деятельность кафедры; повышение квалификации. Кафедра как ресурс социокультурных инноваций (стратегии, интеллектуальные технологии; опыт трансформации городской среды посредством культурной интервенции).
Модуль 3. Методическое обеспечение учебного процесса в условиях бакалавриата. Организация подготовительных курсов и курсов по подготовке к ЕГЭ. Тестирование результатов обучения в вузе (виды тестов, использование тестов в обучении). Учебно-методический комплекс (нормативность, рубрикация, наполнение, использование в учебном процессе. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов Мультимедийные презентации в преподавании дисциплин гуманитарного блока. Обучение с использованием компьютерных и сетевых технологий, обучение на примере учебных видеокейсов, деловых игр. Создание портфолио; модульное обучение; руководство научным проектированием. Законодательная основа образовательной деятельности по подготовке абитуриентов.
Модуль 4. Междисциплинарность как принцип гуманитарного образования. Преподавание дисциплин психологического цикла студентам-гуманитариям. Просеминар «Курсор» – основа для получения профессиональных компетенций студента-гуманитария. Формирование межкультурной компетенции у студентов в ходе освоения гуманитарных курсов. Консолидация усилий преподавателей в формировании междисциплинарных связей – из опыта работы профессорско-преподавательского состава кафедры культурологии и общегуманитарных дисциплин Невского института языка и культуры. Методические, теоретические и прикладные аспекты преподавания дисциплин психологического цикла, формирование профессиональных компетенций в ходе преподавания психологических дисциплин; межпредметные связи. Психологические аспекты курса «Безопасность жизнедеятельности» и экологические проблемы в системе гуманитарного обучения.
Представление тем семинара включает в себя:
Рассмотрение структуры и содержательного наполнения авторских УМК.
Рекомендации по составлению номенклатуры дел кафедры на современном уровне.
Рекомендации по использованию мультимедийных средств.
Рассмотрение структуры и содержательного наполнения библиотечно-информационного центра.